РУМЫНИЯ: что посмотреть, достопримечательности

Румыния — часть старой, уютной и немного тесной Европы. Но именно здесь можно по пустой дороге уехать в закат, как в кино. Да и вообще много чего можно. Главное, прилетев в Бухарест, не оставаться в столице.

РУМЫНИЯ: что посмотреть, достопримечательности

Бухарест напоминает Москву 1990-х обшарпанными фасадами панельных домов, буйством проводов и вывесок и бесцеремонным граффити на стенах особняков эпохи бозар. Одна из достопримечательностей — Музей крестьянского быта, где собраны сельские дома, подсобные постройки и церкви. Мило, но лучше смотрите сельскую местность «как есть». Или посмотрите — дворец Могошоая в ближнем пригороде. Теперь это общественное место вроде московской усадьбы Кусково.

Помните, у Гарика Сукачева есть отличная песня про края, которые никак не найти?

Столица Румынии

Проще всего попасть в страну через международный аэропорт Бухареста. Но надолго задерживаться в столице не стоит. Город несет на себе тяжелую печать десятилетий социализма, которая вряд ли порадует рожденного в СССР. Один из главных проспектов, генерала Магеру, застроен безликими каменными коробками, но при этом оживлен и многолюден — как Новый Арбат в Москве. А вот на тенистых бульварах Авиаторов и Киселева с роскошными старинными особняками пусто. Добираться в этот необыкновенно красивый район неудобно: метро далеко, а парковаться решительно негде.

Самое известное архитектурное сооружение Бухареста, Дворец Парламента, удерживает сразу несколько титулов: крупнейшее в мире гражданское административное здание, крупнейшее здание парламента (по площади и объему), самое тяжелое административное здание в мире. Сомнительные рекорды для руководящего аппарата маленькой страны. Выглядит до сих пор не достроенный дворец монументально. По стилю — чистейший сталинский ампир, хотя строительство начали в 1984 году. Не хочется думать, зачем свергнутому позже генсеку Чаушеску понадобились подземные этажи на 92 м (!) вглубь.

Parlament

Разумеется, город не безнадежен. Не сомневаюсь, что он очень комфортен для жизни: метро, скоростной трамвай, прекрасные парки и городские усадьбы, музеи… И все же впервые я не могу рекомендовать столичный город туристам. И не потому, что гостиницы дороги, но не хороши, а старый центр, от которого мало что осталось, — средоточие злачных заведений. Главное — страна за пределами столицы намного интереснее.

Что интересного в Румынии

Что такое Румыния? Это страна красивых гор, где канатных дорог, кажется, больше, чем железнодорожных станций. Это край, где в меню ресторана может быть двадцать блюд из свинины. Это родина автомобилей Dacia (то есть самых «народных» Renault). Это страна с выходом к Черному морю, которая пускает к себе по шенгенской визе и имеет собственную валюту: красивые банкноты нельзя назвать бумажками — это износостойкий пластик с прозрачными элементами и оригинальным дизайном.

Например, на 50 леях изображен звездообразный поршневой авиационный мотор. И наконец, Румыния — это страна, где по дорогам можно ехать ради самих дорог, хотя их покрытие порой оставляет желать лучшего. Дело в том, что дорога нередко выступает частью неправдоподобно красивого пейзажа. Вырвать ее из контекста никак нельзя, а ехать вперед — неизведанное ранее удовольствие. Уж поверьте человеку, намотавшему на колеса тысячи километров по земному шару. В этот раз моим спутником стал проверенный трудяга Duster. Причем как российский с эмблемой Renault, так и местный, с эмблемой Dacia.

Горные перевалы? Опытный путешественник им обрадуется, но едва ли удивится. Если это не румынский Трансфэгэрэ-шан, одна из красивейших дорог мира. Лишь когда поднимешься на головокружительную высоту и остановишься осмотреться у горного ручья, поймешь, что ты лишь в начале пути. На вершинах Карпат даже летом лежит снег, и сквозное движение открыто только в июле и августе, и только днем.

Gornaya Doroga

Перевал не так уж далеко от Бухареста — за день можно без спешки доехать, полюбоваться и вернуться. Но мы решили остановиться в Брашове, что в 170 км от столицы.

Предания старины

Дизельный Duster легко преодолевает расстояния. Это в городе он заставляет часто переключаться, а на шоссе не слишком беспокоит. Стрелка уровня топлива движется едва-едва: расход — не больше 6 л «солярки» на юо км. Штатная навигация безошибочно приводит к заданным точкам. Российская версия кроссовера воспринимается богаче и в целом современнее за счет улучшенного интерьера и массы опций.

Брашов — в десятке крупнейших городов Румынии, но в привычных мерках он скорее маленький и уютный. Забавно, что за свою 8-вековую историю он успел примерить название Кронштадт (город вырос вокруг одноименной крепости) и даже Орашул-Сталин (в 1950-е годы, понятно, в честь кого). Но сам при этом едва ли изменился: Брашов будто законсервировали лет 150 назад. Неудивительно, что теперь в городе полно туристов.

Brashov

В вагончике канатки я перекинулся парой слов с французами и американцами из Сан-Франциско. Санкции? Враждебные страны? Это слова из телевизора, а на самом деле все люди хотят посмотреть мир, ищут друзей, а не врагов, и одинаково понимают красоту. Хотите об этом поспорить? Лучше побывайте в Румынии.

Циклопический Дворец Парламента генсек Чаушеску называл Домом Народа, но народ прозвал его Домом Чаушеску. Строительство еще не окончено.

Приятное место в Бухаресте — «постоялый двор» Ханул Манук. Это дом-квартал с огромным внутренним двором и ресторанчиками на галереях. Кухня — от кофейни Starbucks до национальной румынской. Здесь же располагается старейший в городе действующий отель.

Технический музей Бухареста не поражает, зато здесь хранится уникальный Persu (назван по фамилии создателя) — автомобиль 1923 года с аэродинамическим кузовом.

Российский Duster оснащен куда лучше румынского под маркой Dacia, да и чувствует себя на местных дорогах отлично — родина как-никак.

Разрухи в глубинке нет. Есть запущенность. Но если в городах она навевает тоску (Мытищи моего детства!), то поселки очень колоритны в своей обшарпанности. Говорят, в Румынии цыгане на каждом шагу, но нам они попались лишь раз.

Городишко Бран в 27 км от Брашова привлекает туристов одноименной крепостью, которую называют не иначе как Замком Дракулы (фото внизу). Да, Влад III Цепеш действительно здесь бывал. Но не жил. Сегодня крепость-лабиринт открыта для посещения. И приехать в Бран действительно стоит: сам городок очень уютный, а дорога к нему — одна из самых живописных, что я когда-либо видел. И при этом совершенно пустая.

Хорошие фото делают в Брашове. Центр города виден как на ладони со смотровой площадки около надписи Brasov, что на горе. Разумеется, наверх ведет канатная дорога. Еще фото королевских дворцов Синаи: слева Пелеш, справа Пел и шор, а посередине просто отель. Весь город такой: этакие румынские Карловы Вары. Только еще здесь есть… Угадали, канатная дорога! И подняться можно очень высоко…