ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Подготовка к полету

Минувший год прошел для гражданской авиации под знаком больших перемен — и они продолжаются. Пока одни авиакомпании сокращают расходы, переводя пассажиров экономкласса на сухой паек (и тот — за отдельную плату), другие, наоборот, вводят дополнительные услуги. Или устраивают лотереи.

Не так давно в стокгольмском аэропорту Арланда произошел выходящий из ряда вон случай. Пассажир из идерландов Андреас Схострем прошел паспортный контроль и вышел на посадку без паспорта и авиабилета.

Более того, без всякого посадочного талона и карты лояльности он попал в бизнес-лаунж аэропорта и спокойно провел там время до вылета.

Все документы голландскому путешественнику заменил вшитый в руку NFC-чип, на который были записаны и данные его паспорта, и информация о рейсе, и цифровая копия его карты постоянного пассажира национального шведского перевозчика SAS.

Таким образом, Андреас Схострем, по всей видимости, стал первым в мире киборгом, успешно прошедшим аэропортовые формальности.

«Я словно заглянул в будущее», — патетически воскликнул голландский «киборг», раздавая интервью. Похоже, и авиакомпании стремятся заглядывать туда все чаще и все пристальнее.

Air France оповестила участников своей совместной с голландской компанией KLM программы лояльности Flying Blue, что с нового года пластиковые карточки упраздняются, а взамен остается только номер, который нужно вводить на регистрации (вряд ли, конечно, перевозчики ожидают киборгов на своих рейсах — скорее стремятся сократить расходы и влияние на экологию).

Кроме этого, вместо традиционных журналов и газет пассажиры французской авиакомпании теперь будут читать в полете их электронные версии — загруженные в свои гаджеты через приложение Air France Press (для загрузки необходим тот самый номер участника программы Flying Blue).

Немецкая компания Lufthansa также объявила о том, что с 21 января на ее рейсах больше не будет бумажной прессы: взамен пассажирам предложат бесплатно скачать две электронные версии журналов и газет на смартфон, планшет или ноутбук.

Любителям пошуршать бумажными страницами придется покупать билет в бизнес-класс или брать любимое издание в гейтах аэропортов: во всех немецких авиагаванях стойки с прессой для вылетающих пассажиров остаются на своих местах.

При этом Lufthansa собирается значительно увеличить число самолетов с выходом в интернет. К нынешнему лету национальный перевозчик Германии должен стать первой европейской авиакомпанией, у которой появится Wi-Fi не только на дальнемагистральных рейсах, но и на средних и коротких, включая внутренние.

Компания Emirates также работает над расширением географии заоблачных интернет-коммуникаций. Всем пассажирам ее флагманских судов Airbus A380 доступно 10 мегабайт бесплатного трафика.

Те, кто хочет большего, чем пару раз проверить почту, запостить селфи из салона самолета и ответить на иронические комментарии под ним, за символическую плату в 1 доллар получат еще 500 мегабайт. Аналогичное предложение действует и на некоторых Boeing 777.

Точками доступа Wi-Fi обеспечивает свои самолеты и израильская «Эль Аль» — правда, израильтяне раздают по беспроводной связи не интернет, а собственный развлекательный контент, интегрированный в систему бортовых развлечений

DreamStream. Фильмы, сериалы, трансляции, выделенный в особый блок контент от Disney — стриминг транслируется на ваш планшет, смартфон или ноутбук, на который перед полетом следует установить фирменное приложение.

«Королевские голландские авиалинии» пока ограничиваются Wi-Fi-спотами на дальнемагистральных рейсах и делают ставку на живое общение.

Пассажиры KLM теперь могут не только выбрать удобное место, но и подобрать подходящего попутчика: при помощи сервиса Meet & Seat можно заочно познакомиться с соседями по салону, посмотрев их профили в Facebook, Google+ или LinkedIn.

Кроме того, нидерландский перевозчик осваивает «умные часы» — выпустив приложение для Smartwatch на базе Android и iOS (подобное есть и у их партнера по альянсу Air France). Оба приложения сохраняют данные о предстоящем полете, позволяют зарегистрироваться на рейс, в аэропорту оперативно получать информацию о номере гейта и изменениях в расписании, а также просканировать часы вместо посадочного талона, чтобы пройти на посадку, — что опять напоминает нам о голландском «киборге» Андреасе Схостреме.

Кстати, на его родине в аэропорту приписки KLM — амстердамском Схипхоле — пассажиров на посадку теперь будет провожать робот. Его зовут Спенсер, пока он проходит тестовые испытания, но в марте его официально представят публике.

Спенсер, созданный в партнерстве с компанией BlueBotics, несколькими европейскими университетами и научно-исследовательскими центрами, возьмет на себя заботу о транзитных пассажирах, помогая им находить самый быстрый и удобный путь от одного гейта до другого.

В конечном итоге робот должен будет научиться отличать просто людскую толпу от группы путешествующих вместе пассажиров, принимать во внимание групповое поведение, считывать эмоции и реагировать на непредвиденные ситуации.

В KLM полагают, что в ближайшее время роботы окажут заметное влияние на индустрию воздушного транспорта — так что Спенсер делает первые шаги в начале большого пути.

Пока одни полагаются на футуристические технологии, другие упирают на традиции. Традиции гостеприимства — как Korean Airlines, обещающая своим транзитным пассажирам бесплатную экскурсию по Сеулу, при стыковке больше шести часов — приглашение в фитнес-центр Hyatt, а тем, у кого стыковка длится больше девяти часов, — размещение в отеле.

Или традиции венской кофейни — как Austrian Airlines, предлагающая пассажирам бизнес-класса познакомиться с традиционной австрийской кофейной картой: шеф-повар на борту готовит 10 напитков, включая венский меланж и айншпеннер — двойной эспрессо со взбитыми сливками.

Для повышения градуса аутентичности в экономклассе можно заказать (за дополнительную плату) традиционный венский шницель вместо стандартного питания.

Впрочем, у Korean в бортовом меню тоже появилась национальная гастрономическая икона — пибим-пап, разноцветное ассорти из основных ингредиентов корейской кухни.

Не забывают авиакомпании и о сюрпризах. Etihad Airways, национальный перевозчик ОАЭ, разыгрывает среди своих гостей путевку на тренировку одного из главных клубов английской футбольной премьер-лиги, «Манчестер-Сити», и возможность попасть на матч команды.

А Air Malta в полете делает совершенно бесплатный массаж клиентам экономического класса — вот только на каком именно рейсе предоставят это удовольствие, пассажиры заранее не знают: мальтийский перевозчик сохраняет элемент интриги.

Впрочем, главные сюрпризы, которыми авиакомпании радуют пассажиров, — это, конечно, распродажи билетов. И в марте их будет немало.

Подготовка к полету

СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ

Все чаще традиционные авиакомпании (не лоукостеры) анонсируют недорогие без багажные тарифы, ограничивая вес ручной клади каждого пассажира 7-10 килограммами.

В то же время у главного мирового лоукостера Easyjet ограничений по весу нет: главное — вписаться в габариты. Discovery рассказывает, как собрать чемодан тем, кто летит без багажа.

ВЫБОР ЧЕМОДАНА стоит начать с посещения сайтов всех основных лоукостеров: найдите самое жесткое ограничение по размеру и старайтесь вписаться в него.

Имейте в виду, что чем более чемодан «низкорослый», тем легче его разместить на багажной полке. А вот его толщина не так важна.

УЧИТЫВАЙТЕ, что часть вещей на досмотре в аэропортах, скорее всего, придется доставать. Не убирайте далеко ноутбуки, планшеты и жидкости — а последние сложите в прозрачную косметичку.

И не забудьте заранее убедиться, что не берете с собой ничего «запрещенного», вроде ножниц или бритвенных лезвий.

НЕ ВЕРЬТЕ тем, кто советует всю одежду скатывать в рулончики. В действительности так стоит обходиться только с футболками и тонким трикотажем: все остальное умещается компактнее, будучи сложенным в стопку.

РЮКЗАК-ТРАНСФОРМЕР или сумка, складывающаяся до размеров носового платка, — must have для тех, кто летает без багажа.

Сложите в рюкзак все то, что понадобится в полете, и поместите в чемодан, чтобы достать сразу после досмотра: ваши попутчики вряд ли обрадуются, если вы будете искать в чемодане книгу или планшет, стоя в проходе самолета.

Читайте также: